A-A+vision

Городское управление

Назад

Кодексы этики

1. Общие положения

1.1. Кодекс этического поведения должностных лиц Мариупольского городского совета, должностных лиц и других работников предприятий, учреждений, заведений, находящихся в коммунальной собственности (далее - Кодекс этического поведения) является обобщением стандартов этического поведения указанных лиц, которыми они обязаны руководствоваться при исполнении своих должностных обязанностей, направленный на повышение уровня доверия населения города к городским властям, укрепление авторитета службы в органах местного самоуправления, репутации должностных лиц местного самоуправления и коммунальных предприятий, учреждений, заведений, повышение персональной ответственности за надлежащее выполнение профессиональных обязанностей должностными лицами Мариупольского городского совета, а также должностными лицами и другими работниками коммунальных предприятий, учреждений, заведений, предупреждения случаев нарушения деловой и профессиональной этики.

1.2. Кодекс разработан на основе Закона Украины «О службе в органах местного самоуправления», «Общих правил этического поведения государственных служащих и должностных лиц местного самоуправления», утвержденных приказом Национального агентства Украины по вопросам государственной службы от 05.08.2016 №158, Закона Украины «Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин», Закона Украины «О предупреждении коррупции», с учетом положений «Порядка проведения служебного расследования в отношении лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, и лиц, для целей Закона Украины «О предупреждении коррупции» приравниваются к лицам, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления» , утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 13.06.2000 №950, «Порядка оформления протоколов об административных правонарушениях и внесения предписаний Национальным агентством по предупреждению коррупции», утвержденного Решением Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции от 09.06.2016 № 5.

1.3. Требования данного Кодекса распространяются на всех должностных лиц исполнительных органов Мариупольского городского совета, а также на должностных лиц и других работников предприятий, учреждений, заведений, находящихся в коммунальной собственности.

1.4. Под должностным лицом исполнительного органа Мариупольского городского совета следует понимать лицо, которое работает в Мариупольском городском совете, имеет соответствующие должностные полномочия по осуществлению организационно-распорядительных или консультативно-совещательных функций и получает заработную плату за счет местного бюджета.

1.5. Под должностным лицом предприятия, учреждения, заведения, находящегося в коммунальной собственности, следует понимать «должностное лицо юридического лица публичного права», в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 части первой статьи 3 Закона Украины «О предотвращении коррупции», которое наделено должностными полномочиями осуществлять организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Определяющим при этом является объем функций (обязанностей) соответствующего работника.

1.6. Под другими работниками предприятий, учреждений, заведений, находящихся в коммунальной собственности следует понимать физических лиц, работающих в таких предприятиях, учреждениях, заведениях на основании заключенного, в соответствии с законодательством, трудового договора.

1.7. Организационно-распорядительные функции (обязанности) - это обязанности по осуществлению руководства трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников (руководители коммунальных предприятий, учреждений, заведений, их заместители, руководители структурных подразделений, их заместители, лица, которые управляют участками работ (мастера, прорабы, бригадиры).

1.8. Административно-хозяйственные функции (обязанности) - это обязанности по управлению или распоряжению коммунальным имуществом (установление порядка его хранения, переработки, реализации, обеспечение контроля за этими операциями).

1.9. При принятии лица на должность в Мариупольский городской совет или в предприятие, учреждение, находящееся в коммунальной собственности, лицо ознакамливается с настоящим Кодексом.

2. Общие обязанности лиц, на которых распространяется действие Кодекса этического поведения

2.1. Основной целью деятельности должностных лиц Мариупольского городского совета является служение народу Украины и територриальной общине, охрана и содействие реализации прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.

2.2. Должностные лица Мариупольского городского совета при исполнении должностных обязанностей должны действовать только на основании, в пределах полномочий и способов, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины, а также международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.

2.3. Служба в Мариупольском городском совете осуществляется на следующих основных принципах:

- служение территориальной общине, действие исключительно в интересах территориальной общины;

- сочетание местных и государственных интересов;

- верховенства права, демократии и законности;

- гуманизма и социальной справедливости;

- гласности;

- приоритета прав и свобод человека и гражданина;

- равных возможностей доступа граждан к службе в органах местного самоуправления с учетом их деловых качеств и профессиональной подготовки;

- профессионализма, компетентности, инициативности, честности, преданности делу;

- подконтрольности, подотчетности, ответственности за нарушение дисциплины и ненадлежащее исполнение служебных обязанностей;

- правовой и социальной защищенности должностных лиц местного самоуправления;

- защиты интересов соответствующей территориальной общины;

- финансового и материально-технического обеспечения службы за счет средств местного бюджета;

- самостоятельности кадровой политики в территориальной общине.

2.4. Все лица, на которых распространяется действие Кодекса этического поведения, обязаны своевременно и точно выполнять решения государственных органов, органов местного самоуправления, приказы (распоряжения), поручения руководителей, предоставленные на основании и в пределах полномочий, предусмотренных Конституцией и законами Украины.

2.5. В случае возникновения у лица сомнений в законности полученного для выполнения приказа (распоряжения), поручения руководителя оно должно требовать его письменного подтверждения, после получения которого обязано выполнить такой приказ (распоряжение), поручение (кроме явно преступного приказа (распоряжения), поручения). Одновременно с выполнением такого приказа (распоряжения), поручения должностное лицо обязано в письменной форме сообщить о нем руководителя высшего уровня или орган высшего уровня.

2.6. Лица, на которых распространяется действие Кодекса этического поведения, самостоятельно оценивают правомерность предоставленных руководством решений или поручений и возможный вред, который будет нанесен при выполнении таких решений или поручений.

2.7. В случае получения для выполнения приказа (распоряжения), поручения, которые лицо считает незаконными или представляющими угрозу правам, свободам или интересам отдельных граждан, юридических лиц, государственным или общественным интересам, лицо должно немедленно в письменной форме сообщить об этом руководителю органа, предприятия, учреждения, заведения, в котором оно работает.

2.8. Лица, на которых распространяется действие Кодекса этического поведения, обязаны:

- добросовестно, компетентно, результативно и ответственно выполнять свои должностные обязанности, проявлять инициативу, а также не допускать уклонения от принятия решений и ответственности за свои действия и решения;

- при выполнении своих должностных обязанностей неуклонно соблюдать требования Закона, общепризнанных этических норм поведения, соблюдать высокую культуру общения, с уважением относиться к правам, свободам и законным интересам человека и гражданина, объединений граждан, других юридических лиц, не проявлять своеволие или безразличие к их правомерным действиям и требованиям;

- быть вежливыми, предотвращать возникновение конфликтов в отношениях с гражданами, руководителями, коллегами и подчиненными;

- выполнять свои должностные обязанности честно и беспристрастно, несмотря на личные идеологические, религиозные или иные взгляды, не предоставлять каких-либо преимуществ и не проявлять приверженность отдельных физических или юридических лиц, общественных и религиозных организаций;

- не допускать злоупотреблений и неэффективного использования государственной и коммунальной собственности;

- придерживаться принципов гендерного равенства и общей дискриминации;

- постоянно улучшать свои умения, знания и навыки в соответствии с функциями и задачами занимаемой должности, повышать свой профессиональный и культурный уровень, совершенствовать организацию служебной деятельности;

- с уважением относиться к государственным символам Украины, не допускать дискриминации государственного языка;

- уважать частную жизнь других лиц.

2.9. Должностные лица Мариупольского городского совета, а также должностные лица предприятий, учреждений, заведений, находящихся в коммунальной собственности обязаны соблюдать требования действующего законодательства по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

2.10. Лица, на которых распространяется действие Кодекса этического поведения, должны заботиться об авторитете службы в органах местного самоуправления, работы на предприятиях, в учреждениях, заведениях, находящихся в коммунальной собственности, а также о положительной репутации органов местного самоуправления, коммунальных предприятий, учреждений, заведений, что включает соблюдение правил этикета, надлежащего внешнего вида, обеспечения высокого качества работы, установленного внутреннего служебного распорядка.

2.11. Одежда лиц, на которых распространяется действие Кодекса этического поведения, должна придерживаться делового стиля одежды, который отличается официальностью, сдержанностью и аккуратностью.

3. Использование служебного положения

3.1. Лица, на которых распространяется действие Кодекса этического поведения, обязаны использовать свое служебное положение исключительно для выполнения своих должностных обязанностей и поручений руководителей, предоставленных на основании и в пределах полномочий, предусмотренных законами Украины;

3.2. Лицам, на которых распространяется действие Кодекса этического поведения, запрещается:

- любым способом использовать свое служебное положение в политических целях, в том числе для привлечения других должностных лиц Мариупольского городского совета, должностных лиц и работников предприятий, учреждений, заведений, находящихся в коммунальной собственности к участию в предвыборной агитации, акциях и мероприятиях, организуемых политическими партиями;

- использовать свои полномочия или свое служебное положение в личных (частных) интересах или в неправомерных личных интересах других лиц, в том числе использовать свой статус и информацию о месте работы с целью получения неправомерной выгоды для себя или других лиц.

4. Использование ресурсов территориальной общины

4.1. Лица, на которых распространяется действие Кодекса этического поведения:

- имеют право использовать ресурсы территориальной общины (движимое и недвижимое имущество, средства, служебную информацию, технологии, интеллектуальную собственность, рабочее время, репутацию и т.д.) только в пределах должностных обязанностей и поручений руководителей, предоставленных на основании и в пределах полномочий, предусмотренных законами Украины;

- при выполнении своих должностных обязанностей обязаны рационально и бережно использовать государственную и коммунальную собственность, постоянно повышать эффективность ее использования, избегая чрезмерных и ненужных расходов, а также не допускать злоупотреблений и использования государственного или коммунального имущества или средств в частных интересах;

- обязаны использовать предоставленные им ресурсы таким образом, чтобы не наносить вред окружающей среде или здоровью людей.

5. Использование информации

5.1. Лицам, на которых распространяется действие Кодекса этического поведения, запрещается разглашать персональные данные физических лиц, конфиденциальную и другую информацию с ограниченным доступом, режим которой установлен Законами Украины «О государственной тайне», «Об информации», «О защите персональных данных» и «О доступе к публичной информации», которая стала им известна в связи с исполнением должностных обязанностей.

5.2. Если лицу стало известно об угрозе или фактах неправомерного распространения информации с ограниченным доступом, оно должно немедленно сообщить об этом непосредственному руководителю.

6. Обмен информацией

6.1. Лицам, на которых распространяется действие Кодекса этического поведения, запрещается ограничивать доступ к публичной информации, кроме случаев, установленных Законом Украины «О доступе к публичной информации».

6.2. Указанные лица, при общении во время выполнения своих должностных обязанностей должны соблюдать следующие правила:

- предоставлять информацию с указанием данных, ее подтверждающих;

- своевременно предоставлять в соответствии с действующим законодательством другим должностным лицам местного самоуправления, должностным лицам и работникам коммунальных предприятий, учреждений, заведений информацию, необходимую для выполнения ими должностных обязанностей.

6.3. Должностные лица Мариупольского городского совета, а также должностные лица предприятий, учреждений, заведений, находящихся в коммунальной собственности должны соблюдать установленного протокола в отношениях с представителями органов власти иностранных государств, международных организаций, иностранных учреждений.

7. Принципы недискриминации и гендерного равенства

7.1. Лица, на которых распространяется действие Кодекса этического поведения обязуются:

- придерживаться принципов гендерного равенства и вообще дискриминации в своей деятельности;

- создавать условия труда, которые позволяли бы женщинам и мужчинам осуществлять трудовую деятельность на равной основе, равную оплату труда женщин и мужчин при одинаковой квалификации и одинаковых условиях труда, принимать меры по предотвращению случаев сексуальных домогательств.

7.2. Принципы гендерного равенства и недискриминации обеспечивают предоставление равных возможностей при трудоустройстве, продвижении по работе, повышении квалификации и переподготовке независимо от пола, возраста, этнической и религиозной принадлежности человека.

7.3. Формирование кадрового резерва для замещения должностей в Мариупольском городском совете, предприятиях, учреждениях, заведениях, находящихся в коммунальной собственности, продвижение лица по службе осуществляется с обеспечением равных прав и возможностей для женщин и мужчин.

8. Ответственность за нарушение норм Кодекса

8.1. Выполнение норм Кодекса этического поведения является обязательным для всех должностных лиц Мариупольского городского совета, а также для должностных лиц и других работников предприятий, учреждений, заведений, находящихся в коммунальной собственности.

8.2. За нарушение норм поведения, предусмотренных данным Кодексом, должностные лица Мариупольского городского совета, а также должностные лица и другие работники предприятий, учреждений, заведений, находящихся в коммунальной собственности несут дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в порядке, предусмотренном Кодексом законов о труде Украины, законами Украины «О службе в органах местного самоуправления», «О предотвращении коррупции».

1. Общие положения

1.1. Кодекс этики депутатов Мариупольского городского совета (далее - Кодекс) является обобщением этических норм и правил поведения депутатов городского совета (далее - депутатов), которых они должны придерживаться во время выполнения депутатских полномочий.

1.2. Кодекс основывается на Конституции Украины, законах Украины «О местном самоуправлении в Украине», «О статусе депутатов местных советов», «О предотвращении коррупции», «О доступе к публичной информации», Регламенте Мариупольского городского совета VII созыва и других законодательных и нормативных актах и модельном кодексе этики ЕС.

1.3. Цель Кодекса: повышение уровня доверия граждан к органам местного самоуправления, усиление персональной ответственности за надлежащее исполнение депутатских обязанностей, обеспечение прозрачности и гласности в работе городского совета, предотвращение злоупотреблений служебным положением.

1.4. С момента вступления в силу данного Кодекса депутаты ознакамливаются с положениями Кодекса под подпись и придерживаются их в процессе своей деятельности.

2. Глоссарий (основные термины)

Этические правила делового поведения - нормы надлежащего поведения, которые обеспечивают добросовестное выполнение депутатских обязанностей и соблюдение установленных ограничений в своей деятельности на основе соответствия поведения этическим нормам.

Коррупция - использование лицом, указанным в части первой статьи 3 Закона Украины «О предотвращении коррупции», предоставленных ему служебных полномочий или связанных с ними возможностей с целью получения неправомерной выгоды или принятия такой выгоды или принятия обещания/предложения такой выгоды для себя или других лиц или соответственно обещание/предложение или предоставление неправомерной выгоды лицу, указанному в части первой статьи 3 настоящего Закона, или по его требованию другим физическим или юридическим лицам с целью склонить это лицо к противоправному использованию предоставленных ему служебных полномочий или связанных с ними возможностей;

Потенциальный конфликт интересов - наличие у лица частного интереса в сфере, в которой оно выполняет свои служебные или представительские полномочия, может повлиять на объективность или беспристрастность принятия ею решений, или на совершение или несовершение действий во время выполнения указанных полномочий.

Реальный конфликт интересов - противоречие между частным интересом лица и его служебными или представительскими полномочиями, что влияет на объективность или беспристрастность принятия решений, или на совершение или несовершение действий во время выполнения указанных полномочий.

Неправомерная выгода - денежные средства или иное имущество, преимущества, льготы, услуги, нематериальные активы, любые другие выгоды нематериального или неденежного характера, которые обещают, предлагают, предоставляют или получают без законных на то оснований.

Подарок - денежные средства или иное имущество, преимущества, льготы, услуги, нематериальные активы, которые оказывают/получают бесплатно или по цене ниже минимальной рыночной.

Вознаграждение - ценности, которые получает человек в обмен на услуги для другого лица.

Лоббирование - скоординированная практика отстаивания интересов или оказания давления на депутатов, государственных служащих, должностных лиц в пользу того или иного решения.

3. Основные этические ценности в работе депутатовю.

В своей работе депутаты должны руководствоваться такими моральными ценностями:

- добро как польза общества, счастье, более высокая ступень развития, как противоположность злу (нарушение порядка и меры, согласованности с другими подчиненными ему единицами, сосредоточенность на себе, самоутверждение вопреки другим и за счет других), справедливость, милосердие, права человека, достоинство красота, любовь, свобода, честность;

- Украинская идея - единственная соборная Украина, патриотизм, национальное достоинство, государственная независимость, уважение и доверие к законно избранной власти;

- семейные ценности;

- личное достоинство, здравый смысл, умеренность, внутренняя свобода и инициативность, доброжелательность, уравновешенность;

- этическая ответственность перед обществом, альтруизм;

- гендерное равенство;

- предотвращение дискриминации человека по какому-либо признаку.

4. Основные принципы этики в работе депутатов

При принятии решений депутаты должны опираться на такие этические принципы:

- народовластие;

- законность и верховенства права;

- гласность;

- коллегиальность депутатов;

- выборность;

- демократизм;

- подотчетность и ответственность перед территориальной общиной города Мариуполь;

- служение территориальной общине;

- гуманизм и социальная справедливость;

- приоритет прав и свобод человека и гражданина;

- обеспечение равных возможностей;

- профессионализм, компетентность, инициативность, честность, преданность делу;

- объективность;

- конфиденциальность.

5. Этические правила поведения депутатов

5.1. Исполнение обязательств

Депутаты должны:

- неуклонно соблюдать Конституцию Украины, законов Украины, Регламент Мариупольского городского совета и требования настоящего Кодекса;

- быть патриотом территориальной общины города Мариуполь и Украины, исполнять свои обязанности в интересах территориальной общины, государства;

- проявлять высокие моральные качества и осуществлять свою деятельность в соответствии с общечеловеческими ценностями;

- с уважением относиться к членам территориальной общины, друг к другу независимо от пола, политических или религиозных предпочтений;

- держать в тайне сведения, которые стали известны, благодаря осуществлению полномочий, если эти сведения составляют государственную, служебную или коммерческую тайну, конфиденциальную информацию, другую информацию с ограниченным доступом, установленную законами Украины «Об информации», «О государственной тайне», «О защите персональных данных».

5.2. Публичное поведение

Депутаты должны:

- своим поведением подавать пример добродетели, беспристрастности и справедливости;

- воздерживаться от действий, которые могут повредить положительному имиджу Мариуполя;

- воздерживаться от действий, заявлений и поступков, которые могут нанести личное оскорбление гражданам Украины, демонстрируют неуважение к гражданам или способны скомпрометировать его самого и избирателей, которых он представляет, должностных лиц местного самоуправления;

- использовать в публичных выступлениях только правдивые и проверенные сведения;

- при использовании в публичных выступлениях ложных или непроверенных фактов обязан публично признать некорректность своих высказываний.

5.3. Нормы поведения на заседаниях городского совета, при работе в постоянных комиссиях

Депутаты должны:

- придерживаться Регламента Мариупольского городского совета;

- постоянно присутствовать на заседаниях совета при работе в комиссиях. В случае отсутствия депутата в течение года более половины заседаний постоянной комиссии без уважительных причин - данный вопрос выносится на рассмотрение постоянной комиссии городского совета по вопросам гласности, законности, депутатской деятельности, развития местного самоуправления и евроинтеграции;

- принимать решения и совершать действия беспристрастно;

- проявлять вежливость, тактичность и уважение к председательствующему, депутатам, должностным лицам местного самоуправления и другим лицам, присутствующим на заседаниях;

- выступать только с разрешения председательствующего;

- придерживаться времени, отведенного для выступления;

- с уважением относиться к докладчикам;

- воздерживаться от действий, следствием которых может быть препятствование ведению заседаний, повреждение или уничтожение имущества совета, или личного имущества присутствующих на заседании;

- выключить персональные средства связи или перевести их в беззвучный режим.

5.4. Отношения с избирателями

Депутаты ответственны перед избирателями и им подотчетны.

Депутаты должны:

- нести ответственность перед своими избирателями за обещания, данные в период предвыборной кампании;

- строить свою работу с избирателями на уважении и внимательном отношении к личности независимо от возраста, пола, социального статуса, партийной принадлежности и тому подобное;

- изучать потребности территориальной общины, информировать о них Мариупольский городской совет и его исполнительные органы, принимать непосредственное участие в их решении;

- изучать общественное мнение;

- проводить приемы избирателей, рассматривать и давать ответы на обращения в сроки и в порядке, определенном законодательством;

- обеспечивать конфиденциальность информации, касающейся частной жизни, чести и достоинства избирателей и которая стала известна в связи с выполнением служебных обязанностей и не разглашать ее без согласия лица, которое эту информацию предоставила;

- с уважением относиться к правам, обязанностям и законным интересам избирателей, их объединений, не допускать проявлений бюрократизма и равнодушия;

- содействовать доступу к публичной информации;

- отчитываться перед избирателями не реже 1 раза в год.

5.5. Отношения со СМИ

Депутаты должны:

- при наличии информационного повода по желанию информировать СМИ о своей деятельности;

- оказывать содействие представителям СМИ в осуществлении их профессиональных обязанностей;

- предоставлять полную и исчерпывающую информацию СМИ (в т.ч. Интернет изданиям) по социально важным для территориальной громады вопросам;

- относиться ко всем представителям СМИ беспристрастно и с уважением;

- пытаться предоставить ответ на все обращения СМИ, и обязательно предоставлять такой ​​ответ на их письменные запросы.

5.6. Отношения с органами, представляющими другие ветви власти

Депутаты должны:

- взаимодействовать с органами государственной власти, органами местного самоуправления;

- способствовать установлению профессиональных, конструктивных отношений с органами, представляющими другие ветви власти;

- быть корректными и вежливыми в общении с государственными служащими, должностными лицами местного самоуправления;

- привлекать к своей деятельности органы государственной власти, органы местного самоуправления исключительно только для выполнения депутатских полномочий.

5.7. Межфракционные отношения

Депутаты должны:

- строить межфракционные отношения на основе равноправия;

- проявлять терпимость и уважение к депутатам других фракций и групп;

- осуществлять свою работу, руководствуясь принципами свободного коллективного обсуждения, уважения к плюрализму взглядов и мнений;

- избегать конфликтов, преодолевать противоречия в позициях путем дискуссий и компромиссов.

5.8. Отношения депутатов с политическими партиями

Депутаты должны руководствоваться общегосударственными интересами и интересами территориальной общины города Мариуполь или избирателей своего избирательного округа, от которых они избраны.

Партийная принадлежность не должна преобладать над интересами территориальной общины города Мариуполь.

5.9. Встречи с иностранными гражданами, пребывание в других государствах

Депутаты должны:

- во время встречи с иностранными гражданами и в период пребывания в иностранных государствах в составе официальных делегаций, действовать с осознанием того, что они представляют Украину и избегать действий, которые могут дискредитировать государство;

- в отношениях с органами других государств защищать независимость и суверенитет, честь и интересы Украины, ее граждан.

Все действия должны быть направлены на укрепление положительного имиджа Украины в глазах представителей иностранных государств и международного сообщества в целом.

5.10. Правила поведения в Интернете

Депутаты должны:

- во время общения в Интернете придерживаться общих правил этического поведения;

- распространять только правдивую информацию и проверенные данные;

- предпринимать действия с предотвращения конфликтов, стараться избегать острых споров;

- соблюдать нормативную лексику;

- соблюдать конфиденциальность и не разглашать информацию с ограниченным доступом;

Разглашение персональных данных других лиц недопустимо.

6. Этика реализации прав и полномочий

Депутат имеет право:

- уважение личного достоинства, справедливое и уважительное отношение к себе со стороны коллег и граждан;

- на получение материалов и информации необходимых для выполнения депутатских обязанностей от соответствующих органов власти, предприятий, учреждений, организаций и тому подобное;

- на частную жизнь;

- требовать проведения служебного расследования с целью опровержения безосновательных, по его мнению, обвинений или подозрений;

- защищать свои законные права и интересы в органах власти и в судебном порядке.

7. Предотвращение проявлений коррупции

7.1. Запрещается использовать свои полномочия или свое положение и связанные с этим возможности с целью получения неправомерной выгоды для себя или других лиц, в том числе использовать любое государственное или коммунальное имущество или средства в частных интересах.

7.2. Депутаты должны:

- неукоснительно соблюдать ограничения и запреты, предусмотренных антикоррупционным законодательством Украины;

- использовать депутатский мандат исключительно для выполнения депутатских полномочий;

- использовать официальные бланки только для официальных запросов и документов, необходимых для осуществления полномочий;

- избегать действий, направленных на побуждение своих коллег, должностных лиц местного самоуправления к принятию решений, совершения действий или бездействия в пользу своих личных интересов или интересов третьих лиц;

- демонстрировать своим поведением нетерпимость к любым проявлениям коррупции;

- личным поведением подавать пример добродетели, беспристрастности и справедливости;

- в установленном законом порядке ежегодно декларировать свои доходы.

8. Урегулирование конфликта интересов

8.1. Депутаты обязаны:

- принимать меры по недопущению возникновения реального, потенциального конфликта интересов;

- сообщать не позднее следующего рабочего дня с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о наличии у него реального или потенциального конфликта интересов, - коллегиальный орган, при выполнении полномочий в котором возник конфликт интересов (соответственно: городской совет, комиссию и т.п.) или национальное агентство по предупреждению коррупции или иной определенный законом орган (национальное агентство в случае получения от депутата сообщения о наличии у него реального, потенциального конфликта интересов в течение семи рабочих дней должен разъяснить депутату порядок его действий по урегулированию конфликта интересов);

- не совершать действий и не принимать решений в условиях реального конфликта интересов;

- принять меры по урегулированию реального или потенциального конфликта интересов.

8.2. Депутаты не могут прямо или косвенно побуждать в любой способ других лиц к принятию решений, совершения действий или бездействия вопреки закону в пользу своих частных интересов или частных интересов третьих лиц.

8.3. В случае существования у депутата сомнений в наличии у него конфликта интересов он обязан обратиться за разъяснениями в территориальный орган Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции. В случае если депутат не получил подтверждения об отсутствии конфликта интересов, он действует в соответствии с требованиями, предусмотренными в этом разделе и разделе "Предотвращение и урегулирование конфликта интересов" Закона Украины "О предотвращении коррупции". Если депутат получил подтверждение об отсутствии конфликта интересов, он освобождается от ответственности, если в действиях, по которым он обращался за разъяснением позже было обнаружено конфликт интересов.

8.4. Правила урегулирования конфликта интересов в деятельности депутатов местных советов определяются законом, регулирующим статус депутатов местных советов и основы организации соответствующих органов.

8.5. Депутат участвует в рассмотрении, подготовке и принятии решений соответствующим советом при самостоятельном публичном объявлении об этом во время заседания совета, на котором рассматривается соответствующий вопрос, согласно Регламенту Мариупольского городского совета VII созыва.

8.6. В случае возникновения реального или потенциального конфликта интересов у депутата, входящего в состав коллегиального органа (комитета, постоянной комиссии и т.д.), он не имеет права участвовать в принятии решения этим органом.

О конфликте интересов депутата может заявить любой другой член соответствующего коллегиального органа или участник заседания, которого непосредственно касается рассматриваемый вопрос. Заявление о конфликте интересов депутата заносится в протокол заседания коллегиального органа (совета, постоянной комиссии). В случае если неучастие депутата, входящего в состав коллегиального органа (совета, постоянной комиссии), в принятии решений этим органом приведет к потере правомочия этого органа, участие депутата в принятии решений должно осуществляться под внешним контролем. Решение об осуществлении внешнего контроля принимается соответствующим коллегиальным органом (советом, постоянной комиссией).

9. Получение подарков и вознаграждений

9.1. Депутатам запрещается непосредственно или через других лиц требовать, просить, получать подарки для себя или близких ему лиц от юридических или физических лиц:

- в связи с осуществлением депутатской деятельности, связанной с выполнением функций местного самоуправления;

- если лицо, которое дарит, находится в подчинении депутата.

9.2. Депутаты в случае поступления им предложения относительно неправомерной выгоды или подарка, несмотря на частные интересы, обязаны безотлагательно принять следующие меры:

- отказаться от предложения;

- по возможности идентифицировать лицо, сделавшее предложение;

- привлечь свидетелей, если это возможно, в том числе из числа сотрудников;

- письменно сообщить о предложении мэра, руководителя специально уполномоченного субъекта в сфере противодействия коррупции.

Если депутат обнаружил в своем служебном помещении или получил имущество, которое может быть неправомерной выгодой, или подарок, он обязан безотлагательно, но не позднее одного рабочего дня, письменно сообщить об этом факте совет или постоянную комиссию городского совета по вопросам гласности, законности, депутатской деятельности и развития местного самоуправления и евроинтеграции.

Об обнаружении имущества, которое может быть неправомерной выгодой, или подарком составляется акт, который подписывается депутатом, который обнаружил неправомерную выгоду или подарок, и председателем постоянной комиссии городского совета по вопросам гласности, законности, депутатской деятельности и развития местного самоуправления и евроинтеграции.

Предметы неправомерной выгоды, а также полученные выявленные подарки хранятся в управлении "Секретариат совета" городского совета до их передачи специально уполномоченным субъектам в сфере противодействия коррупции.

9.3. Депутаты могут принимать подарки, которые соответствуют общепризнанным представлениям о гостеприимстве, кроме случаев, предусмотренных частью первой статьи 23 Закона Украины «О предотвращении коррупции», если стоимость таких подарков не превышает один прожиточный минимум для трудоспособных лиц, установленного на день принятия подарка, однократно, а совокупная стоимость таких подарков, полученных от одного лица (группы лиц) в течение года, не превышает двух прожиточных минимумов, установленных для трудоспособного лица на 1 января того года, в котором принято подарки.

Ограничения по стоимости подарков не распространяется на подарки, которые:

- дарятся близкими лицами;

- получаются как общедоступные скидки на товары, услуги, общедоступные выигрыши, призы, премии, бонусы.

9.4 Подарки, полученные депутатами, как подарки территориальной общине города Мариуполь, коммунальным предприятиям, учреждениям или организациям, являются коммунальной собственностью и передаются территориальной общине в лице Мариупольского городского совета, коммунальному предприятию, учреждению или организации в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

9.5. Решение, принятое депутатом в пользу лица, от которого оно или ее близкие лица получили подарок, считаются такими, которые приняты в условиях конфликта интересов, и на эти решения распространяются положения статьи 67 "Незаконные акты и сделки" Закона Украины "О предотвращении коррупции".

10. Контроль за соблюдением Кодекса этики депутатами

Рассмотрением фактов нарушения требований настоящего кодекса занимается постоянная комиссия городского совета по вопросам гласности, законности, депутатской деятельности и развития местного самоуправления и евроинтеграции (далее - Комиссия).

Рассмотрение вопросов, связанных с нарушением Кодекса депутатом, осуществляется Комиссией на основании обращения депутата, группы депутатов, жалоб органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений, граждан, по представлению городского головы, по представлению председателя постоянной комиссии городского совета по вопросам гласности, законности, депутатской деятельности и развития местного самоуправления и евроинтеграции.

В случае подачи необоснованной жалобы, затрагивающей честь, достоинство, деловую репутацию, депутат имеет право защищать свои права всеми способами, не запрещенными нормами действующего законодательства Украины.

11. Ответственность за нарушение Кодекса этики депутатами

По результатам рассмотрения на заседании, в случае нарушения этого Кодекса, Комиссия вправе применить к депутату один или одновременно несколько мер воздействия:

- предупреждение с занесением в протокол заседания;

- информирование о недостойном поведении депутата и о мерах воздействия, которые приняты к нему путем размещения сообщений в средствах массовой информации и на официальном сайте Мариупольского городского совета;

- рекомендовать избирателям отозвать депутата в соответствии с Законом Украины «О статусе депутатов местных советов».

В случае выявления по результатам рассмотрения вопросов о нарушении Кодекса признаков преступления или административного правонарушения, Комиссия сообщает правоохранительным органам.

дата обновления: 14.05.2020